Особенности развития эмоционального интеллекта у детей
Содержание
Понятие и компоненты развития эмоционального интеллекта у ребенка
Как развитие эмоционального интеллекта у детей отражается на учебе?
Критерии, определяющие недостаточность развития эмоционального интеллекта
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Особенности воспитания эмоционального интеллекта в школьный и подростковый период
Как обезопасить ребенка с низким уровнем развития эмоционального интеллекта?
Умение своевременно и правильно распознать эмоции, а также управлять ими можно обобщить в едино – эмоциональный интеллект. К сожалению, достаточно часто недооценивается его важность и значимость.
Рассмотрим понятие и ключевые преимущества развития эмоционального интеллекта у ребенка.
Понятие и компоненты развития эмоционального интеллекта у ребенка
Эмоциональный интеллект – это особый вид интеллекта, развитие которого обеспечивает возможность распознания собственных эмоций, а также чувств, испытываемых окружающими людьми. Кроме того, от уровня развития этого вида интеллекта зависит умение управлять эмоциями.
Изучение вопросов, связанных с формированием психоэмоциональных возможностей человека началось совсем недавно. Первые работы по изучению были проведены в 1990 году, в ходе которых было выявлено несколько составляющих эмоций:
Восприятие – распознание с помощью визуальных параметров.
Понимание – способность уловить тонкую связь между испытываемыми чувствами и мыслями.
Управление – подавление/побуждение/направление испытываемых чувств.
Активизация мышления.
Как развитие эмоционального интеллекта у детей отражается на учебе?
Особенности системы образования требуют от детей особой внимательности, оперативной реакции и, конечно, подавления ряда личных желаний в пользу более значимых учебных задач.
Согласно проведенным исследованиям, было выявлено, что ученики с высоким и средним уровнем развития психоэмоциональной сферы чувствуют себя более комфортно. Контроль эмоций помогает гораздо быстрее и проще установить контакт с окружающими. В тоже время, обучающиеся с недостаточным уровнем развития чаще испытывают сложности в общении и становятся участниками конфликтов.
Нужно ли развивать эмоциональный интеллект у ребенка?
Ответ однозначен – конечно, нужно.
Для определения уровня формирования и становления эмоционального интеллекта, важно знать и понимать критерии, по которым проводится диагностика.
Критерии, определяющие недостаточность развития эмоционального интеллекта:
Не способность сочувствия, сопереживания.
Недоступность любви и дружбы.
Неумение контролировать собственные эмоции.
Непонимание негативных последствий, влекущихся за нарушением эмоционального поведения.
Неумение говорить о чувствах.
Что дает воспитание эмоционального интеллекта ребенка?
Совершенствование эмоционального интеллекта ребенка позволяет достигнуть таких результатов, как:
Умение управлять собственным поведением.
Учет чувств окружающих
Ребенок с несформированным эмоциональным интеллектом, в ситуации, когда у него отнимут игрушку, начнет бесконтрольно плакать и кричать, ведь он тут же начнет испытывать чувства. Однако, если он может контролировать свои эмоции, то прежде всего он поймет, что в данной ситуации требуется решение, а прежде чем его принять – важно понять собственное отношение к ситуации.
Личный опыт переживания различных чувств заставит, а, вернее, научит понимать и уважать чувства окружающих людей, что поможет сформировать:
чувство такта;
эмпатические способности;
ответственность за собственные действия.
Основы развития эмоционального интеллекта
Дети появляются на свет абсолютно открытыми во всех планах. По мере взросления и изучения окружающего мира, ребенок начинает взрослеть, а значит все его способности имеют свойство постепенно развиваться и совершенствоваться. Попробуем детально разобрать вопрос о том, как происходит становление чувственных ощущений ребенка по мере его взросления.
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Когда пора развивать все интеллектуальные сферы ребенка? С первых минут жизни. Важно заметить, что на каждом этапе взросления достигается определенный уровень эмоционального развития.
С рождения до 3-х лет
Взгляды и прикосновения – зарождение начала пути формирования эмоционального интеллекта.
Уже через несколько недель существования ребенок овладевает реакциями, проявляющимися через сосредоточение взгляда и перерастает в улыбку, активную подвижность.
Следующим этапом развития эмоций становится знакомство со страхом, грустью и болевыми ощущениями, в период возникновения колики и прорезывания первых зубок.
С 4-х до 7-ми лет
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста реализуется путем знакомства с названиями существующих эмоций и, конечно, формирования умения их определить не только у себя, но еще и у окружающих.
В период с 4-х до 7-ми лет, дети познают и примеряют способы гнева и агрессии. Главное в этот период – полноценное проживание всех доступных чувств.
Особенности воспитания эмоционального интеллекта в школьный и подростковый период
Школьный период наиболее значим для становления психоэмоционального фона ребенка. В период школьного обучения дети обретают умение признать и принять, а главное – осуществлять контроль над собственными чувствами.
Отдельно стоит обратить внимание на подростковый период, когда на душе у человека эмоциональная «буря», совладать с которой получается не у каждого.
Период формирования и становления эмоционального интеллекта ребенка – сложное время для любого родителя. Важно суметь стать не просто строгим диктатором, а понимающим другом.
Как развивать эмоциональный интеллект ребенка?
Прежде всего важно понять, что все эмоции важны. Все, что испытывает ребенок – просто необходимо для улучшения понимания окружающего.
Именно через эмоциональное состояние ребенок приходит к управлению и изменению окружающего мира в максимально комфортную, лучшую для него сторону.
Оказать помощь в развитии психоэмоциональных навыков можно несколькими способами. Рассмотрим наиболее доступные и успешные из них.
Игры для развития эмоционального интеллекта у детей
Психологи всего мира бесперебойно твердят о том, что дети (любого возраста) легче всего познают все в процессе игры. Игры для развития эмоционального интеллекта у детей позволяют обогатить чувственную сферу и способствуют развитию.
Отличным примером тому могу стать игры с эмоциональными пиктограммами.
Ключевыми атрибутами игры являются картинки с изображением рожиц, выражающих разные эмоции (от радости и грусти, до спокойствия). Альтернативой карточкам может стать «кубик настроений».
Суть игры заключена в том, чтобы ответить на заданный вопрос (например, «Какое у тебя сегодня настроение?») выбором изображения. Со временем можно усложнять игру.
Упражнения на развитие эмоционального интеллекта у детей
В качестве тренировки психоэмоциональных навыков, а также улучшения контакта с ребенком, используют разноплановые упражнения, среди которых «Покажи эмоцию».
Суть игры заключается в необходимости с помощью мимики, жестов и положения тела показать настроение или чувство, а окружающие должны угадать показанное.
Как обезопасить ребенка с низким уровнем развития эмоционального интеллекта?
Работа над контролем эмоций еще ведется, а действовать в команде и знакомиться с окружающим миром приходится уже сейчас?
Чтобы не переживать за любимого сына или дочь, во время ее нахождения в школьном коллективе или обществе в целом, можно использовать приложение родительского контроля UniSafe Kids.
Возможности родительского контроля помогут родителям:
контролировать местонахождение эмоционального ребенка;
следить за активностью на просторах социальных сетей и Интернета, благодаря удаленному доступу к файлам контролируемого устройства;
ограничивать использование приложений в период обучения.
Кроме того, использование приложения родительского контроля UniSafe Kids даст возможность повысить социальную безопасность и позволит улучшить взаимоотношения между ребенком и родителями.
Помните, что развитие эмоционального интеллекта происходит повсеместно, в частности, при решении бытовых вопросов или общении с окружающими.
Еще больше статей читайте в нашем блоге.